Гимназия Святителя Василия Великого Гимназия Святителя Василия Великого

Русская классическая школа

Основной образовательной целью гимназии является передача культурного опыта предшествующих поколений, формирование православного мировоззрения и высоких нравственных качеств у детей. Каждый педагог понимает, как важно в своей работе опираться на традиции классического обучения. Поиски качественного улучшения образовательной системы привели педагогов гимназии к выводу, что нашим чаяниям наиболее созвучна концепция Русской Классической Школы. В её основе — система обучения К. Д. Ушинского, основателя научной педагогики, «учителя русских учителей». В этой педагогической  системе огромное внимание уделяется природосообразному подходу, уважительному отношению к традициям, родной истории и родному языку. Кроме того, серьезное внимание уделяется  формированию навыков умственного труда.

Учебники словесности – это переработанные И.А. Горячевой и адаптированные к современным реалиям учебные книги К. Д. Ушинского.  Учебники  арифметики – прошедшие проверку временем советские учебники А. С. Пчелко и Г. Б. Поляка. Работа по этим учебникам позволяет максимально учитывать психовозрастные особенности ребенка. Учебный материал опирается на жизненный опыт ребенка, формулировки заданий являются ясными и понятными для детей, материал подается системно, с постепенным усложнением. Большое внимание уделяется опытному проживанию и самостоятельной деятельности с разнообразными дидактическими материалами, что позволяет ребенку воспринимать информацию осознанно и осмысленно, присваивать все изучаемое как личный опыт.

В системе РКШ большое значение придается важности воспитания. Константин Дмитриевич писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».  

В декабре 2021 года Гимназия Святителя Василия Великого получила статус федеральной инновационной площадки Министерства просвещения России.

Смотрите также:  Семинар для учителей начальной школы в рамках УМК «Русская классическая школа»


Семинар по обучению письму

5-7 апреля 2021 года

Одна из задач, стоящих перед учителем начальных классов – научить ребенка писать. Мы понимаем эту задачу гораздо шире: важно развивать у детей навыки красивого, разборчивого письма, формировать чувство патриотизма через красиво написанное русское слово, закладывать этические и нравственные основы общечеловеческой культуры.  Решить эту задачу в рамках только современного методического подхода невозможно. Поэтому необходимо обращаться к опыту коллег, которые сейчас используют адаптированные методики работы педагогов XIXвв. Для этого в гимназии был проведен практико-ориентированный семинар по методике обучения письму. Опытом своей работы делились коллеги из центра «СЛОВО» Татьяна Георгиевна Розе и Нина Юрьевна Иванникова. Коллеги поделились наработками ученого-физиолога, создателя авторской школы «Русская каллиграфия и вязь» Ю.И. Аруцева.


Всех – и педагогов, и родителей – волнует вопрос красивого и грамотного письма. Как же добиться красивого почерка? Важным при рукотворном письме является соблюдение баланса в биомеханической цепи. Выявление физиологических закономерностей, связанных с изучением и освоением каллиграфии позволяет прийти к неожиданным и важным выводам. Так, немаловажным является положение пальцев на ручке и сама поза во время письма. Если они неправильные, возникает мышечное напряжение, которое ведет к напряжению умственному, быстрому утомлению. От положения пальцев, степени сжатия зависит и правильность начертания, и положение тела. Если неправильное положение пальцев на ручке и неправильная поза при письме повторяются, то все это может привести к искривлению позвоночника, ухудшению зрения. Важно понимать, что рукописное письмо – это не просто средство коммуникации, а искусство красивого письма — не просто эстетическая ценность. Занятия по начертанию линий и написанию букв способствуют развитию мыслительных процессов ребёнка и их последующему воплощению в речи.


Обучение письму начинается с работы на графических, расчерченных «в ячейку» дощечках, где линии повторяют разлиновку будущих тетрадей. «Ячейки» задают пропорции, наклон, служат ориентиром для ещё несформировавшегося глазомера и неокрепшей детской руки.


Процесс обучения письму включает в себя также каллиграфическое рисование, выполнение орнаментов и письмо на поверхности с графической сеткой, что позволяет не только научить детей красиво и аккуратно писать, но и развивает художественный вкус.


Такие семинары— это прекрасная возможность повысить свою квалификацию для педагогов гимназии, вживую задать волнующие вопросы по методике работы. 


Гимназия снова встречает гостей

Каждый педагог остается педагогом до тех пор, пока он учится.  Поэтому так важны постоянные встречи по обмену опытом работы. Учителя начальной школы встречали коллег из г. Волжский Волгоградской области.  Гости посетили уроки в начальных классах. Во второй половине дня учителя гимназии провели лекционные занятия по методике работы с учебными пособиями Русской классической школы. Самым ценным и значимым было профессиональное общение и обсуждение особенностей преподавания.