Гимназия Святителя Василия Великого Гимназия Святителя Василия Великого

Полезная информация

Что надо знать о короновирусе?

Памятка по защите от гриппа, короновируса и ОРВИ.

Готовность ребёнка к школе. Родителям на заметку
Рекомендации  логопеда для родителей учащихся начальной школы 
Практические советы для родителей будущих первоклассников «Гимназии Святителя Василия Великого» Помощь родителей в приготовлении домашних заданий
Значение игры в дошкольном возрасте

 Готовность ребёнка к школе. Родителям на заметку

Итак, Вашему малышу уже шесть с половиной  лет, и Вы планируете привести его в первый класс гимназии. Вопрос, который волнует многих родителей – готов ли ребёнок к обучению? Возникает он неслучайно - неподготовленный ребёнок будет быстро утомляться, ему будет трудно быть внимательным, будет снижаться интерес к обучению...

Когда говорят о готовности к школе, чаще всего подразумевают, что будущий ученик должен уметь читать, пересказывать, т.е. у него должна быть развита речь,  должна быть развита мелкая моторика, он должен уметь считать  в пределах 10 (владеть навыками счета). Все эти умения в большей степени характеризуют  педагогическую готовность к школе, но кроме этого, ребёнок должен быть готов физически и психологически. И, как показывает практика, физическая и психологическая готовность не менее важная, чем педагогическая.
Будущий первоклассник  должен обладать определенным уровнем физического здоровья. Неслучайно, ещё в Древнем Риме, был способ определения физической готовности ребёнка к обучению. Будущему ученику нужно было встать прямо и попробовать правой рукой, через голову сверху, дотянуться до левого уха. Голову наклонять нельзя. Если не получалось этого сделать - он не был готов к обучению. 

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции (был дошкольник – стал учеником), желание учиться. Важно, чтобы у будущего первоклассника были сформированы адекватные системе обучения отношения со взрослыми. Это возможно, если дошкольник умеет управлять своим поведением. Иначе первоклассник будет воспринимать вопросы взрослого не как учебную задачу, а как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Валя».

Для успешного обучения важно, чтобы высшие психические функции находились на определенном уровне развития. Рассмотрим наиболее важные:   
• Внимание: в деятельности ребёнка должно появиться действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу дошкольник шести, а особенно семи лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут. 
• Память: для ребёнка 6-7 лет доступно задание – запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще несколько раз и после трёх-четырёх предъявлений ребёнок обычно запоминает более половины слов. Если в 6-7 лет он не может запомнить более 3 слов с 4-го предъявления, возможно, ему необходима консультация специалиста. К 7 годам процесс формирования произвольного запоминания можно считать завершенным. 
• Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты». Начинают активно формироваться предпосылки логического мышления, которое окончательно формируется к 14 годам. 
Таким образом, для успешного обучения на начальной ступени гимназии, уже в дошкольном возрасте важно не только организовать процесс получения знаний детьми,  но и создать оптимальные условия для всестороннего поступательного развития ребёнка. 

Советы по подготовке будущих первоклассников.
Что важно сделать перед школой?

1. Развивайте ребёнка физически (зарядка, подвижные игры, спорт, прогулки).

2. Развивайте мелкую моторику руки ребёнка.
Развитию мелкой моторики руки ребёнка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика).
• Очень важно при выполнении любых письменных заданий следить за позой школьника, за правильным положением ручки (карандаша), тетради! Рука не должна быть сильно напряжена.
• Давайте упражнения на копирование фигур. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.
При выполнении графических заданий  важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.
Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и, если нет признаков утомления, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.

3. Создавайте условия для формирования самостоятельности у ребёнка, навыков самообслуживания.
Можно проверить, как эти навыки развиты у вашего ребёнка. Навыки сформированы в достаточной мере, если ребёнок
⎯ самостоятельно или после напоминаний  исполняет каждодневные правила личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т.д.);
⎯ выполняет утреннюю гимнастику;
⎯ может отказаться от вредных продуктов (чипсы, жевательная резинка и др.);
⎯ умеет проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (например, помыть фрукты);
⎯ умеет самостоятельно одеваться, зашнуровывать обувь, быть опрятным;
⎯ умеет содержать свои игрушки и вещи в порядке;
⎯ умеет самостоятельно занять себя интересным делом. 
Уделите особое внимание развитию волевой регуляции поведения: учите ребёнка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

4. Учите конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками.

5. Развивайте интерес к книге, чтению. От того, как Вы сами относитесь к книгам и чтению, будет зависеть и отношение Вашего ребёнка. Читайте ему сказки, стихотворения, прозаические детские произведения.

6. Приучайте соблюдать режим дня. Умение соблюдать режим дня поможет в дальнейшем избежать чрезмерного утомления в первом классе.

7. Регулярно занимайтесь интеллектуальным развитием ребёнка (обратите внимание на то, что ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься):
• во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);
• выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;
• используя лото и книги, учите с ребёнком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение. Если малыш помогает вам на кухне, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые магазины — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания. Попросите ребёнка положить в корзину: две пачки крупы, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Когда вы вмести накрываете на стол, попросите его поставить четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
• развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;
• составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;
• можно заниматься с ребёнком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
• знакомьте с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;
• научите различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;
• научите считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать);
• научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.

8. Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность 
Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса, на заснеженные деревья и разнотравье летом. 
В зоопарке попросите найти самое большое животное, потом самое высокое... Обратите его внимание на то, что снег, занесенный в тепло тает, а вода замерзает на холоде.
Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков, поиграйте в игру «На что похоже облако?». 
Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом домашнего питомца.
Учите малыша чувствовать, открыто переживайте с ним все события повседневной жизни.
Любознательность ребёнка обязательно перерастет в радость учения.

 Рекомендации  логопеда для родителей учащихся начальной школы


Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. 

Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду  и поликлинике. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работает над специфическими (логопедическими) ошибками чтения и письма.
Основные направления работы логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также предупреждение этих нарушений. Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
Логопедическая работа - это не дополнительная образовательная услуга, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда актуальной и востребованной.

Основные задачи логопедического пункта:
коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Формирование логопункта:

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.

Организация работы логопункта:

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Занятия с обучающимися в логопедическом пункте проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального логопедического занятия с ребенком зависит от возраста ребенка, его особенностей, составляет от 20 до 45 минут (в соответствии с требованиями СанПиНа). Индивидуальные занятия с логопедом обычно проходят 2 раза в неделю, в логопедическом кабинете. 
                                     
Для чего нужны занятия с логопедом?

Логопед – это квалифицированный специалист, занимающийся выявлением нарушений звукопроизношения в речи и их исправлением. 
Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Логопед помогает родителям понять, как правильно формировать речь детей, разъясняет и показывает им, в чем состоит логопедическая работа,  объясняет необходимость выполнения домашнего задания, закрепления достигнутого на занятиях дома. 

Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом, но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. 

Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту! Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным.

У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности. Комплекс неполноценности иногда является также подсознательной причиной дефектов речи.  Поэтому,  при первых признаках нарушений  в речи вашего ребенка, необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту – логопеду.  Логопед не только «поставит» звуки и введет их в речь, но и будет заниматься  развитием у ребенка внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти, мышления, обогащением словарного запаса, развитием общей и мелкой моторики. Красивая  правильная речь позволяет ребёнку почувствовать себя счастливым и достигнуть больших успехов  в обществе. 

Если не исправить у ребенка произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно закрепляется и входит в привычку. Так же, существует ошибочное мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Но это может быть лишь в том случае, если к 5-ти годам в речи ребенка остаются несформированными (или нарушенными) лишь 1-2 звука (чаще звуки [Р], [РЬ], [Л], реже [Ш], [Ж], [Ч]), и  все остальные стороны речи развиты в соответствии с возрастом. К сожалению, большинство речевых нарушений не поддается самокоррекции (самостоятельному исправлению).

Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. Чем раньше будет выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. 

Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию. 

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей -  является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Логопед работает над развитием речи ребенка, выполняет артикуляционную гимнастику, показывает родителям правильность ее выполнения на себе  или ребенке. Родители должны внимательно слушать рекомендации логопеда и выполнять все задания, которые он задает на дом. 

Чем теснее логопед будет взаимодействовать с родителями, тем быстрее и лучше будет результат у ребенка.
  
Рекомендации логопеда родителям начальной школы

1. Перед выполнением домашнего упражнения прочитай вслух задание, повтори его, четко определив свою задачу.
2. Прочитай все предложения или слова упражнения, выполни задание устно, объясни, как надо написать и почему.
3. Прежде,  чем записывать каждое слово, проговори его вслух (на уроке – про себя), раздели на слоги и только потом записывай, диктуя себе по слогам.
4. После записи каждого слова или предложения проверь его, читая каждое слово по слогам.
5. Не забывай ставить точку в конце предложения, после написания даты работы, после записей «Упражнение …46.», «Классная работа.», «Домашняя работа.».
6. Слово, в котором допустил ошибку, запиши 5 раз подряд, подчеркни это неприятное место и запомни его, чтобы больше не повторять.
Советы логопеда родителям будущих первоклассников
На что обратить внимание в развитии речи  дошкольника  
1. Состояние звукопроизношения.
Ребенок  к шести годам должен  выговаривать все звуки
2. Состояние фонематических процессов.
Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа:
 ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
3. Состояние грамматического строя.
Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч),  управление (вышел из дома, рассказал о друге).
4. Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.
5. Состояние словарного запаса
Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.
6.  Состояние связной речи
Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.

А также:

Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика,  аппликационные работы).

Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

Неврологический статус (определяют специалисты)

Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).

Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).

Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).

Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).

Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).

Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм). 

Если ребенок читает:

Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.
Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.

Практические советы
для родителей будущих первоклассников
«Гимназии Святителя Василия Великого»


Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи — это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети посещают занятия с логопедом. Если речь ребенка развивается без видимых проблем и соответствует возрастным нормам? И в этом случае родителям не стоит устраняться от процесса речевого воспитания. Ведь любому ростку легче расцвести на взрыхленной и удобренной почве, нежели пробиваться на заброшенном и затоптанном пустыре.

Как проводить домашние занятия по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога — малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором — пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения; сопереживать услышанное).

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например,... яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста. Для начала устройте соревнование: «Подбери словечко». (Яблоко какое? — сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое, и т. д.).

Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребенка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово — откусывает кусочек яблока.
А пока оно еще цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.
Следующая игра будет называться «Вспомни сказку». (В каких сказках упоминаются яблоки? — «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки»). Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.

А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой — игра с союзом А — «Сравни два яблока» (первое яблоко желтое, а втрое — красное; одно сладкое, а другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, а у второго — белые).

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим еще несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий.

  • На прогулке. В это время ребенку вы можете прививать знания и закреплять у него речевые навыки по темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.

    Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка правильно выговаривать их.

    Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимания. Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».
    Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь».

    Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребенка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.

    Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарем) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребенка, а именно объема, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.
    Сюжетно-ролевые игры с другими детьми. «Автобус», «Найдем клад», «Магазин», «Строительство песочного городка» помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.

  • На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника».

    Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

    Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый). Задавайте ребенку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?»). Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю»), показывайте ребенку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

    Если ребенок еще мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает.

  • На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам: «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду». Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребенок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом дается урожай.

    Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребенка, все равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребенка.

    Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот».

    Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите ее плоды.

  • Помощь родителей в приготовлении домашних заданий

    Родители хотят, чтобы приготовление домашних заданий проходило легко. Что же нужно и чего не следует делать, если вы хотите помочь детям приготовить домашнее задание, и приучить их самостоятельно выполнять уроки.

  • Надо следить, чтобы рабочее место ребенка было правильно организовано. Оно должно быть достаточно светлым.
  • Лишние предметы на столе не нужны! Все должно находиться на своих местах. Это и тетради, и ручки, и учебники и т.п. Надо всегда иметь под рукой стопку бумаги для черновиков.
  • Ребёнок должен сидеть удобно, а мебель была по его росту. Если он согнулся над столом, то затрудняется кровообращение и дыхание, а это плохо влияет на сердце и работу мозга.
  • Необходимо за 10-15 минут до приготовления уроков проветрить комнату, т.к. при умственной работе мозговое кровообращение ускоряется в 8—9 раз.
  • Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через час или полтора часа после возвращения ребенка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но еще не устал от домашних развлечений и игр с товарищами.
  • Кроме того, необходим четкий ритм занятий и создание необходимых условий. Время, отведенное на выполнение домашней работы, не должно ничем прерываться. Телефон лучше перевести на беззвучный режим, телевизор выключить пока работа не будет завершена.
  • Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий:
    в первом классе — до одного часа
    во втором — до 1,5 часов
    в третьем и четвертом классе — до 2 часов.
  • Чтобы дети чувствовали себя уверенными, нужно проверить выполненное домашнее задание. Это дает ребенку чувство завершенности и является признаком доброжелательного отношения родителей, а также чувство безопасности.
  • Займитесь своими делами, издали наблюдая за ребёнком. Не стойте у него над душой.
  • Не скупитесь на похвалу. Всегда можно найти, за что похвалить Вашего любимого ребёнка.

    Значение игры в дошкольном возрасте

    Еще в начале 20-го века роль детства была совершенно неочевидна для большинства родителей. К ребенку относились как к маленькому взрослому: просто ждали пока он вырастет. За прошедшее столетие наука неопровержимо показала, что детство является важнейшим периодом в формировании будущего человека.

    Например, теперь уже доказано, что доверие к миру, окружающим людям закладывается в младенческом возрасте (до 1 года); способность быть автономным, добиваться цели, самоконтроль развиваются в период от 2-х до 3-х лет.

    Пожалуй, один из самых важных периодов в жизни ребенка – дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Почему он важен? Именно в этом возрасте формируется творческое воображение, произвольное поведение, когда ребенок учится управлять своими спонтанными желаниями, начинает понимать себя, свои сильные и слабые стороны, начинает сравнивать себя с другими детьми, осознавать свое место среди других людей.

    Современные родители, наблюдая за тем, как стремительно развиваются их дети в этом возрасте, прикладывают значительные усилия, направляя развитие детей в обучающее русло. Одни стараются начать, как можно раньше изучать с детьми иностранные языки, другие отдают детей в серьезные спортивные секции или приглашают прекрасных педагогов для занятий шахматами, математикой, началами логики и риторики. Родители обычно преследуют благие цели, они искреннее хотят, чтобы их дети были смышлеными, сильными, умными и они могли ими гордится.

    Но при этом все без исключения родители также знают, что больше всего на свете дети любят играть! Когда-то, когда не было настоящих игрушек, дети приспосабливали под игрушки все подручные материалы. Эти времена прошли, игрушек теперь очень много, а времени для игр почти не остается.

    Так ли важна игра в наш динамичный информационный век? Может быть, она уходит в прошлое, как умение писать чернильной ручкой?

    Давайте разберемся. Что же такое игра? Несмотря на то, что есть множество научных определений, лучше всего этот вид деятельности описал один маленький мальчик: «Игра – это то, что я делаю, когда никто не говорит мне что нужно делать». Другими словами, игра – это то, что дети делают естественно, без принуждения или руководства взрослого. Это очень важно: любая игровая деятельность под диктовку взрослого исключает возможность собственной активности ребенка, возможность развиваться спонтанно. То есть, изучение иностранных слов «в игре», конечно, очень эффективно, но немного похоже на дрессировку.

    Есть разные виды игр в детстве. В дошкольном возрасте на первый план выходит сюжетно-ролевая игра, в которой дети моделируют деятельность и отношения взрослых, например, «дочки-матери», «больница», «моряки» и пр. Именно в этих играх усваивается мир взрослых отношений, в котором ребенку предстоит жить. Когда несколько детей играют друг с другом в подобные игры, они принимают на себя те или иные роли взрослых, тем самым расширяя свое представление о мире взрослых.

    Другая значимая сторона сюжетно-ролевой игры заключается в том, что, принимая на себя какую-либо роль, ребенок должен соответствовать этой роли. Например, если ребенок неправильно играет роль капитана-моряка или врача, дети ему эту роль в следующий раз могут не дать. То есть в ролевой игре существуют определенные правила, которым ребенок должен подчиняться. Причем эти правила зависят не от играющих детей, а от самой игры, от того, какие роли распределились между детьми. Стремясь соблюдать правила игры, ребенок обучается управлять своим поведением. Причем регулируют свои отношения дети сами, лишь иногда прибегая к помощи взрослых. В этом случае взрослый тоже должен исходить из логики и правил игры, тогда он сможет помочь, а не разрушить сложившиеся детские отношения. Именно в развитии способности ребенка управлять своим поведением заключается одна из важнейших функций ролевой игры в дошкольном возрасте.

    Следующая функция ролевой игры – формирование более высокого уровня умственных действий ребенка. Замечали ли вы, как порой дети играют почти без игрушек, как они легко замещают отдельные реальные предметы символическими, например, палка может быть ружьем, подзорной трубой, мечом Джедая и пр.? Это проявление способности ребенка абстрагироваться от реального предмета, выделяя в нем обобщенные свойства. Это то, что является основой для развития способности образно представлять предмет, моделировать его и действия с ним. На этой основе развивается так называемое образное мышление и воображение. Именно эти способности к обобщению и моделированию закладывают основу для будущих школьных успехов. Также через сюжетно-ролевую игру ребенок овладевает нравственно-духовными ценностями мира взрослых, усваивает социальный опыт предшествующих поколений.

    Таким образом, без ролевых игр не может состояться полноценное развитие личности ребенка, его умственных способностей, умения общаться, соответствовать правилам, принятым в обществе.

    Как современные родители могут помочь своим детям больше играть в сюжетно-ролевые игры? Прежде всего, нужно серьезно относиться к детской игре и уважать потребность ребенка играть.

    Это звучит банально, но, чтобы научится играть в ролевые игры, в них нужно играть! Для этого нужно специально выделить время в расписании ребенка. Например, он точно должен знать, что по выходным в определённое время он встречается со своими друзьями для того, чтобы «доиграть в сегодняшнюю игру».

    Очень хорошо, если родители приложат усилия, чтобы найти своим детям партнеров по игре, ведь дети должны играть с детьми. Желательно, чтобы это были их ровесники. Поощряйте эти игры со сверстниками!

    Для расширения кругозора, можно рассказывать и показывать детям в какие игры можно играть. Обычно детям нравится слушать рассказы о том, в какие игры играли их родители, бабушки и дедушки, когда они были маленькими.

    Если вы замечаете, что ребёнок играет сам с собой, то не мешайте ему. Понаблюдайте за ним: в какую игру он играет, какой он придумал сюжет, кого он сейчас изображает. Возможно, вы узнаете себя в его отношении к персонажам игры.

    Помните, что игра символична. Не стремитесь покупать большое количество разнообразных технических игрушек. Они запрограммированы взрослыми, поэтому пропадает спонтанность и воображение в играх с ними. Подбирайте игрушки, побуждающую активность и фантазию самого ребенка.

    Для дошкольника игровая деятельность – это деятельность, в которой формируются важнейшие психические новообразования данного возраста. Поэтому никакая другая деятельность, например, учебная, не может её заменить.

    Педагог-психолог С.П. Филиппов