Гимназия Святителя Василия Великого Гимназия Святителя Василия Великого

11.05.2021 — Урок арифметики

Успешное обучение в начальной школе во многом зависит от соблюдения дидактических принципов. Один из них – принцип наглядности. Он активизирует все анализаторы восприятия информации, а детям легче воспринимать новую информацию органами чувств. Обосновывая принцип наглядности обучения, К.Д. Ушинский указывал, что единственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам через посредство наших чувств». Наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний. Другой важный дидактический принцип – принцип связи теории с практикой – требует, чтобы процесс обучения стимулировал желание детей использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность вырабатывая собственные взгляды. Наиболее ярко эти два принципа можно проследить при обучении арифметике. Например, при изучении темы «Меры длины». Длина – одно из первых геометрических понятий, введённых человеком. Первые меры длины были естественными и простыми: при измерении расстояний использовались руки и ноги. Сейчас мы пользуемся единой системой измерения, не задумываясь, производим вычисления в метрах, сантиметрах, километрах. Это удобно, но для сознания ребенка современные меры длины – это достаточно абстрактные величины. Поэтому так необходимо опытное, деятельное знакомство с мерами: развитие глазомерной оценки (это закрепит представление о единицах измерения, укрепит знание названий единиц величин, предупредит их уподобление); измерение расстояний шагами, потом метром (сколько моих шагов составят метр?); измерение расстояний и длин в метрах и километрах (измерение с помощью инструментов).

В апреле второклассники знакомились с величиной «километр» на основе уже имеющихся у них знаний о метре. Для измерений использовались линейки, мерные веревки и полевые циркули, которые изготовили на уроках технологии ребята из старших классов. Сначала ребята прошагали расстояния, измеряя их полевым циркулем. Потом загадывали расстояния до определённой точки и с помощью циркуля определяли — угадали или нет? Конечно, были и ошибки, но были и верные ответы. Затем второклассники отмеряли километр десятиметровой верёвкой. Отсчитывали и количество пройденных метров, и количество раз, отложенных верёвкой. В ходе измерений получили ответы на вопросы о том, сколько раз надо отложить верёвку длиной 10 метров, чтобы отмерить ею 100 метров; сколько раз надо отмерить по 100 метров, чтоб получился 1 километр.

0 001.jpg

Наглядно проработав меры длины, ребята не испытывают затем затруднений при переводе единиц. А впереди интересные практические занятия по усвоению понятий «скорость», «время», «расстояние». Желаем ребятам интересного учения!